Хотите медийности, как у Кадырова?..

15/06/2013 - 09:44
Читать u-f.ru на

...делайте по тысяче твитов!

Когда в твиттере губернатора появляются клоны пресс-релизов, значит, гвозди забивают дорогим микроскопом

Генеральный директор Института независимых политических исследований Александр Улитин в эксклюзивном интервью рассказал нам, почему Ткачев стал меньше писать в твиттер, что стоит за популярностью главы Чечни, когда придет время губернаторов-фотолюбителей и чего ожидать от блогов глав российских регионов.

- На Ваш взгляд, что влияет на решение политика при выборе социальной сети – твиттера, инстаграмм, ЖЖ? Какая из них зарекомендовала себя наиболее эффективной?

- Здесь нет универсального правила, но мне думается, что выбор той или иной платформы зависит от степени ее популярности среди пользователей Рунета: где больше читателей, там и логично заводить аккаунт губернатору. Ведь блог это, прежде всего, инструмент расширения аудитории. На данный момент главы регионов предпочитают твиттер, в меньшей степени «Живой журнал». Инстаграмм пока привлекает немногих, но, на мой взгляд, у этого сервиса большое будущее и в ближайшее время, уверен, мы увидим новых губернаторов-«фотолюбителей».

- Кадыров, Ткачев, Евкуров, Жилкин – главы регионов Юга России – одни из самых медийных региональных политиков. Это связано с их личностными особенностями, интересом к управляемым ими субъектами, пассивностью других губернаторов?

- Если не учитывать мэра Москвы Сергея Собянина, временно исполняющего обязанности губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, к которым априори выше интерес федеральных СМИ, Вы правы - перечисленные руководители достаточно медийны, чтобы быть узнаваемыми не только в пределах своих регионов.

Среди причин их медиа-популярности я бы отметил сравнительно высокую степень открытости по отношению к журналистам, активное использование социальных сетей, а также региональные особенности информационного поля: например, для Чечни и Ингушетии всегда гарантировано внимание федеральных изданий по контртеррористической тематике, Краснодарский край стабильно интересен журналистам благодаря подготовке к Олимпиаде, Астрахань в прошлом году запомнилась акциями протеста после выборов мэра.

- Медийность лидеров СКФО и ЮФО и их информационная открытость совпадают?

- В целом совпадают, но есть и исключения. Среди ярких примеров - губернатор Волгоградской области Сергей Боженов и временно исполняющий обязанности главы Дагестана Рамазан Абдулатипов. Вопрос «почему» стоит все-таки адресовать пресс-службам региональных руководителей: у одних есть задача сделать первое лицо медиа-активным и информационно-открытым одновременно, перед другими такая задача не ставится. Понимание, что информационная открытость губернатора это ценность и ресурс, приходит далеко не сразу.

- В чем секрет медиа-популярности Рамзана Кадырова?

- Думаю, причина здесь в том, что он слишком долгое время был достаточно закрытым для прессы и его фамилия часто фигурировала в материалах негативного содержания. И вот, перед журналистами появился «другой» Рамзан Кадыров - в меру открытый, на грани фола веселый, этакий «next door» персонаж, который выделяется на фоне других глав регионов. Не удивительно, что это вызвало интерес СМИ. Нельзя не отметить его активность и в социальных сетях - попробуйте в своих блогах оставить тысячу содержательных записей в месяц. Если получится, то не исключено, что и к вам будет приковано внимание прессы и телеканалов!

- Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев – один из известных тви-блогеров, но со второй половины прошлого года его активность снизилось. Существует ли федеральная тенденция отказа глав регионов от ведения твиттера после ухода с поста президента Медведева?

- На мой взгляд, тенденция ухода глав регионов из соцсетей есть, но пока она очень слабая. По тем или иным причинам перестали вести твиттер брянский губернатор Николай Денин, глава Приморья Владимир Миклушевский, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Таких руководителей немного, поэтому нельзя говорить о массовом уходе глав субъектов из соцсетей. Кроме того, этот уход не связан с рокировкой между Путиным и Медведевым в марте 2012-го. На эту тему было исследование «Национальной службы мониторинга», согласно которому доля губернаторов-блогеров практически не изменилась после ухода Медведева с поста президента.

Другое дело - часть руководителей стала меньше писать в блогах, это факт. Среди них как раз и глава Краснодарского края Александр Ткачев. Надо полагать, пик моды на социальные сети уже пройден, кроме того, записи в блогах отдельных губернаторов нередко приводили к скандалам, да и сами блоги первых лиц стали превращаться в своего рода «жалобные книги», поэтому логично, что главы регионов стали писать меньше, но более взвешенно и, можно сказать, по существу.

- Во многих регионах блоги за губернаторов ведут пресс-службы, порой публикуя просто короткие сообщения с рабочих встреч. На Ваш взгляд, такой блог также может быть эффективным? Или обязательно личное эмоциональное участие самого политика?

- Пресс-службы могут помогать чиновникам и политикам вести аккаунты в социальных сетях, потому как синонимом к слову «время» в современном мире является слово «дефицит». Если это не мешает получению обратной связи, то никакой проблемы здесь не вижу. Но когда в твиттере главы региона появляются записи, форматом и стилистикой не отличающиеся от материалов на официальном сайте, становится грустно. От того, что ни сами губернаторы, ни их окружение не понимают - это равносильно забиванию гвоздей дорогостоящим микроскопом - шума много, но эффекта ноль.

- Как ведение блога может помочь/навредить глав региона?

- Как я уже говорил, блоги региональных руководителей стали превращаться в «жалобные книги» и не всегда губернаторы могут дать ответ или сделать это оперативно. Поэтому есть примеры того, как губернаторы заводят так называемые stand-alone блоги, но исключают возможность пользователям оставлять комментарии. В увеличивающемся числе жалоб и критических записей есть и свои плюсы: главы регионов получают возможность лучше представлять положение дел на своих территориях по сравнению с отчетами зависящих от них чиновников, это дает шанс влиять на эффективность принимаемых решений.

- На Ваш взгляд, какова будет тенденция присутствия глав регионов в социальных сетях? Может ли стать, что политики откажутся от ведения блогов?

- Мне кажется, социальные сети постепенно станут обязательным атрибутом российских губернаторов, потому как плюсов от ведения блога все-таки больше, чем минусов. Самое главное, чтобы соцсети не становились единственным инструментом коммуникации первых лиц регионов с журналистами и населением. Все-таки блоги - лишь один из возможных инструментов, без системного взаимодействия с журналистским сообществом и постоянных встреч с гражданами невозможно в долгосрочном периоде стать ни информационно-открытым, ни медиа-популярным, и, в конечном итоге, добиться доверия окружающих.

Последний вопрос прокомментировал и коллега Александра Улитина, руководитель Национальной службы мониторинга Артем Булатов:

- Политики останутся в социальных сетях, так как тренд на повышение влияния интернета и блогосферы очевиден. Политика - это коммуникация людей, поэтому борьба за власть будет распространяться и на это пространство. Политическая повестка Интернета и реальной жизни будет постепенно сливаться в единое целое, и игнорирование вопросов блогеров будет равнозначно бездействию при забастовке работников на заводе. Другое дело, что и в Интернете, как и в реальной жизни появятся (уже появились) технологии работы с населением, которые из прямой интернет-демократии сделают "старую добрую" представительную интернет-демократию с ТОП-блогерами и лидерами общественного мнения.

Слово о собеседнике:
Александр Улитин – политолог, медиа-эксперт, генеральный директор Института независимых политических исследований. Окончил магистратуру ВШЭ («публичная политика»). Работал в компаниях, специализирующихся на медиа-анализе и PR: «Национальная служба мониторинга», «Медиалогия», «Агентство гуманитарных технологий».

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ