Сомнительный бизнес «Желдорипотеки»

06/04/2012 - 13:21
Читать u-f.ru на

Похоже, что ЗАО «Желдорипотека», учрежденное акционерным обществом «Российские железные дороги», за годы своего существования приобрело столь солидный отрицательный багаж, что существование сомнительного ЗАО, похоже, уже стало «тяготить» его старших братьев из РЖД.

Ростовская история «Желдорипотеки»
В предыдущем номере мы писали о том, как, приобретя бюджетный долг в ростовской мэрии, чиновники ЗАО «Желдорипотека» пытались через инициализацию фиктивного банкротства завладеть собственностью «Южной электрической компании», оцениваемой в сумму, приближенную к 500 миллионам рублей. Но у этой истории была и своя предыстория.
ЗАО «Желдорипотека» появилось в Ростове примерно в конце 2006 года. В то время «Южная электрическая компания» строила два дома – один на проспекте Ленина, второй на улице Штахановского – «Желдорипотеку» («ЖДИ») интересовали оба объекта.
В связи с тем, что у железнодорожников существуют «жесткая система» планирования по приобретению жилья и достаточно жесткие рамки, а также, поскольку филиал только начал работать, от «ЖДИ» поступила просьба. Они готовы были приобрести сначала 57 квартир в доме на проспекте Ленина, а потом еще несколько квартир, но просили существенно снизить их цену, примерно на 25 миллионов рублей.
Взамен на следующем этапе представители «ЖДИ» обещали финансировать дом на ул. Штахановского и уже там обещали внести соответствующую доплату в сумме 25 миллионов рублей.
Кроме того, была и одна личная просьба руководителя ростовского филиала, которая также была удовлетворена.
Позднее некий заместитель руководителя корпорации по капитальному строительству, приехавший из Москвы, подтвердил озвученную «схему»:
– Да, мы доплатим вам 25 миллионов на следующем объекте.

Железнодорожники против строителей
В ходе дальнейших переговоров, перипетий и споров по поводу того, сколько будет оплачено здесь, а сколько там, первоначальный договор инвестирования между ростовской строительной компанией и «Желдорипотекой» был расторгнут. О чем было подписано соглашение.
К тому же на тот момент «Желдорипотека» отказалась финансировать следующий объект на Штахановского. Тогда перед чиновниками «Желдорипотеки» был поставлен вопрос о подписании договора долевого участия и доплате 25 миллионов к оплаченным ранее 96-ти. В ответ строителям начали поступать угрозы – через суды и соответствующие органы «поставить их на место».
Затем последовала длительная переписка. В течение полугода строители буквально уговаривали железнодорожников подписать договор долевого участия, они же отказывались – не хотели ни подписывать, ни доплачивать.
Потом железнодорожники ушли в суды, сопровождавшиеся административным прессингом строителей. Четыре раза осуществлялась попытка возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц «Южной электрической компании», областная прокуратура трижды рассматривала жалобы «ЖДИ» на «ЮЭК», при этом проверяющие подчас уже смеялись над одними и теми же доводами, поступающими к ним на проверку.
Железнодорожники обращались с жалобами в транспортную прокуратуру, к губернатору Чубу, к тогдашнему министру строительства и ЖКХ Андриади. Обращались с жалобой в органы стройнадзора. Никто из адресатов жалоб не обнаружил никаких нарушений в действиях «Южной электрической компании». Более того, в ходе проверок был выявлен факт того, что квартиры, которые железнодорожники приобрели у строителей, были проданы работникам железной дороги путем заключения незаконных договоров.

Банковская афера?
Оказалось, что железнодорожники, в нарушение закона о долевом участии, незаконно получили за эти квартиры деньги в сумме 112 миллионов рублей. За что были наказаны стройнадзором, который оштрафовал их на 400 тысяч рублей. В свою очередь и транспортная прокуратура обязала привести договоры в соответствие с законом, а по сути – расторгнуть их.
В осуществлении «схемы» участвовали: «ЖДИ», железная дорога в лице ОАО «РЖД» и её филиал – СКЖД. Также в схеме поучаствовал банк железнодорожников, в то время «Метрокомбанк», а сейчас «ТрансКредитБанк».
«ЖДИ» представляла документы на какого-нибудь железнодорожника, он обращался в банк за ссудой, железная дорога поручалась за этот кредит и субсидировала процентную ставку.
Первое. Всё бы ничего, и схема, вроде, очень хорошая, но с учетом того, что первоначальный договор между «ЖДИ» и покупателем квартиры – железнодорожником являлся незаконным, возникали вопросы: почему банк провел кредитование под незаконную сделку? Это не запрещается, у банка увеличивается сумма резервирования в Центральном банке. То есть получилась налоговая афера – банк просто обманул государство, не доплатив в ЦБ?
Второе – «ЖДИ» не имела права собирать и получать деньги от физических лиц под незавершенное строительство, кроме как по договору долевого участия или под жилищно-строительный кооператив – есть только два разрешенных законом варианта. В то же время «ЖДИ» собирала средства под предварительные договоры купли-продажи.
Таким образом, железная дорога поручилась за незаконную сделку. Возникает ещё один вопрос – каким образом безумно раздутые юридические службы банка и железной дороги, где порой придираются к каждой запятой, могли пропустить абсолютно нелегальную сделку, даже не удосужившись проверить в «Южной электрической компании», имеет ли право «ЖДИ» распоряжаться указанными в договорах квартирами? Плюс ко всему на тот момент инвестиционный договор между компаниями был расторгнут.

«Накачивание ситуации»
Поняв, что договор расторгнут и деньги всё же придется платить, осознав, что за спиной у них стоят 57 дольщиков – работников железной дороги, которые начинают волноваться, представители «Желдорипотеки» начинают «давить через суды». Начинаются бега по судебным лабиринтам.
Сначала юристы «ЖДИ» требуют признать договор нерасторгнутым, затем требуют заставить строителей вновь подписать договор долевого участия, но уже на своих условиях – минус 25 миллионов и так далее.
Эта затянувшаяся история заканчивается абсолютно нелогичным и очень подозрительным решением, вышедшим из-под пера судьи 15-го Апелляционного суда Барановой.
Судья Баранова обязывает «Южную электрическую компанию» заключить договор на указанные квартиры с «Желдорипотекой». Строители оспаривают это решение, и тогда судья Баранова по просьбе чиновников «Желдорипотеки» принимает разъяснение, в котором пишет, что договор долевого участия считается заключенным с момента принятия ею решения.
С чисто юридической точки зрения иск «ЖДИ» и решение были о «понуждении заключить», а в разъяснении уже случилось признание юридического факта. С точки зрения юриспруденции, вроде бы, два совершенно разных иска, и менять суть иска в ходе рассмотрения, казалось бы, нельзя. Но получилось так, что судья Баранова своим разъяснением вышла за пределы своих полномочий. Юристы объясняют возникновение этой правовой коллизии ничем иным, как наличием в действиях судьи Барановой коррупционной составляющей…

Бардак или умысел «Желдорипотеки»?
В результате странного разъяснения, изданного судьей Барановой, «Желдорипотека» получила в свое распоряжение и срочно зарегистрировала в ФРС на себя 42 квартиры…
Затем, вместо того чтобы отдать их железнодорожникам (57 дольщиков железной дороги), с которых «ЖДИ» собрала деньги, квартиры переоформляют на некую фирму «Град Девелопмент», зарегистрированную в Петербурге и имеющую очень скромный уставной капитал.
Таким образом, квартиры, которые «ЖДИ» должна была отдать железнодорожникам, оказались слиты в некую непонятую и малоизвестную фирму. Где оказались после этого дольщики-железнодорожники – читатель догадается сам.
После оформления 42 квартир на постороннюю фирму в органы транспортной полиции поступили заявления о мошеннических действиях сотрудников «Желдорипотеки». Состав преступления был очевиден – два раза собрали деньги, оставили железнодорожников с носом и непогашенными кредитами в «ТрансКредитБанке». После чего руководитель транспортного следствия г-н Жинко и заместитель южного транспортного прокурора Арсентьев поочередно принимают решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Источники, близкие к транспортной прокуратуре, объясняют эти решения об отказе в заведении уголовных дел тем, что господа правоохранители внезапно стали богаче соответственно чину – на 5 и 7 миллионов рублей…

Экономический расклад
Таким образом, в экономическом выражении получилось, что представители «ЖДИ» пытались получить жилье по цене на 30 % ниже его себестоимости.
В настоящий момент в спорное строительство инвестировано 320 миллионов рублей, еще 30–40 миллионов необходимо потратить для завершения строительства объекта.
Всего в доме 122 квартиры. Железнодорожники идут по пути инициализации фиктивного банкротства с намерением получить весь объект. В случае если представителям «Желдорипотеки» удастся ввести процедуру банкротства, они поставят на объект своего управляющего, оспорят все сделки за предыдущие три года и смогут перевести на себя все оставшиеся квартиры. Зная это, заместитель ростовского мэра Золотухин и начальница ДИЗО Абрамова уступили «Желдорипотеке» бюджетный долг.

Юридические лабиринты
Во всех произошедших перипетиях обнаружилась странная закономерность. Юристы, представлявшие в суде «Южную электрическую компанию», начинали себя странно вести.
Во время самых первых заседаний, в 2008–2009 году, по искам «Желдорипотеки», интересы «ЮЭК» представляла группа юристов «Северо-Кавказского юридического центра», которым руководит Константин Федоренко. После того как в суде всё внезапно стало «осыпаться», и электрическая компания отказалась от услуг «СКЮЦ», Константин Федоренко стал представлять в суде интересы «Желдорипотеки».
Когда «ЖДИ» трижды пыталась подвести объект к процедуре банкротства, в качестве кандидатуры внешнего управляющего предлагался некий Дмитрий Васильев – сотрудник «СКЮЦ», который ранее получал деньги за представление интересов «Южной электрической компании».

Бизнес-подходы «Желдорипотеки»
Сумма активов и пассивов предприятия и оспариваемого объекта составляет порядка 600 миллионов рублей. Суммы задолженностей, которые скупили железнодорожники в попытках ввести процедуру банкротства, составляли: 3 900 000, 1 400 000 и 2 900 000 рублей. Трижды купив задолженности, железнодорожники пытались инициировать процедуру лжебанкротства.
Позиция «ЖДИ» с точки зрения попыток переговоров была таковой. Первоначально переговоры велись с директором филиала, неким Владимиром Ивановичем Ковалевым. С ним была достигнута первая договоренность. На переговорах присутствовал некий заместитель руководителя по капстроительству, прибывший из Москвы.
После начала конфликта «ЖДИ» сменила гендиректора филиала – первоначально функции исполнял бывший чекист Геннадий Гончуков, ставший затем заместителем директора филиала по безопасности. Новым директором стал некий Сергей Романов.
Попытки строителей восстановить договоренности и переговорить с Ковалевым абсолютно ни к чему не привели. Неоднократно предпринимались и попытки договориться с более высоким руководством.
В Ростов приезжал заместитель генерального директора «ЖДИ» по безопасности Шпортун (сейчас его уже уволили), потом приезжал то ли исполняющий обязанности, то ли сам генеральный директор «ЖДИ».
Поскольку здесь затронуты интересы её сотрудников, железная дорога также постоянно пыталась возобновить действие первоначальных договоренностей. «ЖДИ» оставалась непреклонной.

Реализация угроз
В ходе переговоров руководители «Южной электрической компании» столкнулись с попытками подкупа, а затем и угрозами.
Руководителям строительной компании было предложено подумать, с кем они «бодаются» – в порошок вас сотрем.
Затем начались заявления об организованной преступной группе, вызовы в службу собственной безопасности МВД. В результате всех этих действий и примененных к строительной компании обеспечительных мер у предприятия оказались связаны руки, арестованы счета, арестованы все свободные квартиры.
Денежные средства отвлекаются на услуги адвокатов, организационные ресурсы растрачиваются на участие судах. Строительство не остановилось, но перешло в очень вялотекущую фазу. Сдача объекта откладывается уже в третий или четвертый раз.
Страдают дольщики, которые, к счастью для застройщика, понимают, из-за чего происходит задержка сдачи объекта.
Вопрос: кому ещё захочется связывать свой бизнес с «Желдорипотекой»?

Отношение «города»
В заключение повествования переходим к самому интересному – взаимоотношениям с городскими властями. Казалось бы, задача города – как минимум стимулировать строительство, стимулировать своих застройщиков. Однако притом что мэр декларирует – будем поддерживать, будем помогать, всячески холить и лелеять, действия некоторых сотрудников городской администрации, в частности заместителя мэра Золотухина, не вмещаются ни в какие рамки.
Стоит отметить, что в Ростове «Желдорипотека» не построила ни одного дома. Похожая на Ростовскую спорная ситуация с судебными разбирательствами была в Краснодарском крае (Новороссийск).
В Батайске Ростовской области также была схожая ситуация со строительством дома. Для завершения строительства не хватало порядка 8 миллионов рублей, которые вложила «Желдорипотека» и с которых застройщик также отдал 10%-ный откат.
Руководителю строительной организации было предложено завершить объект. Взамен ему обещалось заманчивое строительство в Минеральных Водах. Застройщик потратил сорок миллионов на завершение и сдачу объекта, чтобы в результате узнать, что объект в Минеральных Водах уже отдан другому подрядчику, а его убытки – это исключительно его проблемы…
Суды Ростова и Москвы отказали застройщику в исковых требованиях, в результате организация, связавшаяся с «Желдорипотекой», оказалась на грани банкротства.
Юристы высказывают мнение, что анализ 200–300 судебных дел, тянущихся за «Желдорипотекой» по всей стране, демонстрирует примерно одну практику – уголовное дело с мошенничеством в Челябинске: обещание, дача взятки – невыполнение обязательств и затем двойная продажа объекта.
Снова вопрос: кому ещё захочется связывать свой бизнес с «Желдорипотекой»?
P.S. На днях прошло сообщение, что в Москве было возбуждено ещё одно уголовное дело в отношении чиновников из «Желдорипотеки». Отмечают, что в данном случае заявителем оказались сами «РЖД». Похоже, что уже и самим учредителям порядком поднадоела деятельность сомнительной компании, учрежденной «Российскими железными дорогами».

Сергей РЕЗНИК

Автор: Сергей САХАРКОВ