Бывший «зека» – о бунте заключенных в Копейске: «В зонах идет сращивание криминала с администрацией»

27/11/2012 - 07:06
Читать u-f.ru на

Бывший советский политзаключенный, получивший 12 лет за распространение стихов о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 году, Витольд Абанькин призывает журналистов и общественность не спешить с однозначными выводами по поводу случившегося в ИК города Копейска Челябинской области. Он не исключает интересов криминала в организации бунта заключенных.

«Я в Ростове-на-Дону несколько лет назад попал в очень щекотливую ситуацию, – рассказал «Южному Федеральному» бывший «зека», а ныне – известный в стране правозащитник, – в ростовском СИЗО начали забастовку беременные женщины. Я тут же поднял на ноги весь корпус ростовских правозащитников, был тогда еще членом Общественно-наблюдательной комиссии при ГУФСИН, потребовали пройти в СИЗО... И что мы выясняем? Оказывается, блатные что-то не поделили с ментами, организовали эту голодовку, а пока мы собирали помощь – голодовка закончилась. Мои несчастные сиделицы проголодали таким образом пару часов».

Витольд Абанькин жалуется на тотальной сращивание криминальных авторитетов в тюрьмах с администрацией, что значительно усложняет работу правозащитников и членов ОНК.
«Раньше, когда я сидел, блатные никогда не шли на столь явное сотрудничество с администрацией, это было страшным проступком в их воровской карьере. А сейчас это встречается сплошь и рядом: криминальные лидеры тюрем работают в пользу руководства колонии; офицеры ГУФСИН «оказывают услуги» зекам. А разменной монетой в этих отношениях нередко становятся рядовые заключенные», – сетует правозащитник.

Он припомнил случай, когда несколько лет назад вновь назначенный на должность главы УФСИН по Ростовской области Сергей Измалков провел тотальную ревизию в донских колониях и был немало удивлен. По его приказу из зон «КАМАЗами» вывозили кухонную бытовую технику и плазменные телевизоры, дорогие спортивные тренажеры и кожаную мебель. Всем этим оснащались колонии для удобства отсидки особо состоятельных зеков.

При этом г-н Абанькин отвергает заявления сотрудников ГУФСИН, которые то и дело обвиняют правозащитников и членов ОНК в содействии акциям неповиновения и превращении этого вида протеста в инструмент влияния на руководство колонии. «Я продолжаю настаивать, что зеки должны подчиняться правилам внутреннего распорядка. Правозащитники никогда не призывали и не призывают заключенных к бунту. Но очень часто бунты вызываются незаконными и жестокими действиями надзорсостава. А руководство колоний вместо сотрудничества с правозащитниками ограничивает их доступ в зону. Меня тоже – было дело! – не пустили в ростовскую колонию № 10, когда там случился бунт. Я просил: дайте мне возможность поговорить с заключенными. Сотрудников они не хотят слышать и понимать из-за их погон. Меня же, как бывшего зека и нынешнего правозащитника, они будут слушать», - говорит прпавозащитник.

Проанализировав ситуацию в колонии Копейска, где десятки заключенных организовали акцию неповиновения, заявляя о пытках и требуя освобождения из ШИЗО своего товарища, Витольд Абанькин призвал журналистов и общественных деятелей более детально разобраться в ситуации и не допускать скоропалительных выводов, поскольку «успешный опыт» этой акции может быть взят на вооружение совершенствующейся системой теневого управления российских тюрем.

Общественный деятель считает, что для предотвращения подобных ситуаций в стране необходимо срочно вводить раздельное содержание впервые осужденных и зеков-рецидивистов. "Это поможет избежать многих проблем, не только бунтов", - говорит Витольд Абанькин.

Автор: Сергей САХАРКОВ