СМИ, в ружье! Мочить коррупцию «в сортирах»!

03/04/2007 - 08:56
Читать u-f.ru на

Выступая в минувшую пятницу в Нальчике на общественных слушаниях, посвященных взаимодействию СМИ и гражданского общества, организованных комиссией Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, Дмитрий Козак сделал ряд «программных» заявлений. О том, что СМИ – это мощное оружие, инструмент взаимодействия между властью и обществом, что они должны быть ответственными перед обществом за достоверность информации, что СМИ надо поддерживать и т.д. Но, главное, - «Роль СМИ в борьбе с коррупцией сложно переоценить, именно СМИ должны освещать любые проявления коррупции и обеспечивать прозрачность деятельности властей», - отметил Дмитрий Николаевич. Просто – «крестовый поход» против коррупции, и СМИ – «с шашкой наголо в парадной форме перед строем на боевом коне…» Попробуем разобраться.

Устами бы полпреда!

Коррупция на российской земле, в отличие от ваххабизма, идей «западной демократии», фашизма или любого иного радикального идеологического направления, - явление «родное», органичное, естественное и до безобразия привычное. «Брали» при князьях и боярах, любимец Петра Великого Меньшиков «казенной денежкой» не брезговал, при царях и генсеках «брали», при президентах «берут». Кто-то – «по маленькой», кто-то – целыми состояниями…
Да, коррупция – явление интернациональное. Тот же Марк Твен век назад замечательно говорил, что, если вы украдете булочку с прилавка, вас посадят, а, украдете миллион долларов – вас изберут в Сенат. И ничего особенно не изменилось. В самых «развитых» странах мира и в «развивающихся» коррупция существует и расцветает причудливыми ядовитыми «цветами», как ее ни выкорчевывают. По одной простой причине: она позволяет добиться желаемого результата, не взирая ни на какие порядки, законы, нормы. Все упирается только в «нужных людей» и «нужную сумму».

И с этим «замечательным» явлением полпред президента в ЮФО предлагает бороться средствам массовой информации! Не он, кстати, первый. Владимир Путин чуть больше месяца назад говорил все о том же на своей масштабной пресс-конференции для отечественных и зарубежных СМИ. Дмитрий Козак лишь повторил, заострил, развил… Фактически, он объявил «войну на истребление» коррупционным террористам, но в качестве ударной силы своего войска почему-то избрал не УБЭП, прокуратуру, ФСБ, управления собственной безопасности различных госструктур, ФНС и другие «вооруженные» ведомства, а «независимые и ответственные» СМИ.

Три составляющих

Такое уже было. В самом начале Великой Отечественной. Когда наши войска отступали практически по всем фронтам, теряя технику, вооружения, боевой дух, боеспособный личный состав. А на передовую бросали все новые и новые пополнения малообученных и необстрелянных юнцов, зачастую выдавая винтовки без патронов против танков или одну-две винтовки на взвод. Да еще и приговаривали, мол, побьете врага, отберете себе оружие! И наши потери с потерями врага были несопоставимы по количеству и по горечи. Кстати, мы сегодня на «почетном» втором месте после Ирака по числу погибших за 15 лет журналистов!

Был в переломные дни битвы за Москву и другой симптоматичный факт: Сталин позволил подняться с колен церкви, чтобы она вознесла молитвы о победе русского оружия. Теперь же власть (исполнительная, законодательная, судебная), будучи не в силах самостоятельно справиться с коррупцией (саму же власть и поражающей в своем большинстве), призывает на помощь «высшую силу» - СМИ. Те самые, которых то «четвертой властью» величают, то - «второй древнейшей профессией». Выбирайте, что хотите.

Как бы не называлась кампания по борьбе с коррупцией во всероссийском или региональном масштабе - «контртеррористической операцией», «чисткой рядов», «отделением зерен от плевел», «выявлением паршивых овец» и т.д. - она сможет худо-бедно «заработать» исключительно в рамках очередного «нацпроекта». С объединением усилий всех ветвей власти, всего общества, с привлечением колоссальных ресурсов. Три составляющие успеха или не успеха этого мероприятия просты и понятны.

Экономическая. Любое СМИ – это материально-техническая база, коллектив, которому нужно платить зарплату, накладные расходы на производство продукции, кадры, которые нужно готовить и т.д. Иными словами – дело затратное. Но журналистов-миллионеров у нас что-то нет. Были «медиа-магнаты» Березовский и Гусинский, был «политический киллер» Доренко – и где они? Нужен элементарный госзаказ на качественную и своевременную информацию определенной тематики! Как на новенькие «скорые» или компьютерные классы, как на дешевые кредиты для селян или социальное жилье. Нужны ответственные за «проект» харизматические личности с неограниченными полномочиями. Нужны ответственные «на местах» - «вертикаль» информационной власти...

Правовая. Чиновничество в массе своей ведет себя по отношению к СМИ не совсем порядочно. В советские достопамятные времена ответ на любую критическую публикацию для любого чиновника был обязательным. Игнорирование этого могло закончиться поломанной карьерой, лишением наград и имущества, судом и расстрелом. А сегодня чиновники всех ветвей власти отгораживаются от СМИ мудреными «правилами аккредитации», организацией подписки только на собственные «карманные» СМИ.
Был пару месяцев назад даже правительственный законопроект о предоставлении чиновниками информации журналистам за плату, в течение месяца поле письменного обращения (любые улики за такой срок можно запросто уничтожить). В нем же содержались и заготовленные мотивировки обоснованного отказа в очень расплывчатых формулировках...

Не говоря уже о том, что регулярного мониторинга всех СМИ не ведет ни один чиновник, что большая часть критических публикаций игнорируется, что за жизнь и здоровье журналистов никто, кроме редакции и коллег, не отвечает (то же самое, что полк возмещал бы за счет неизвестных источников потерю кормильца семье погибшего бойца, а государству было бы на это наплевать). Вы, ребята, воюйте на свой страх и риск, а мы потом вам «спасибо» скажем. Если не передумаем...

Иными словами, у журналиста есть право запрашивать, но у властей нет обязанности отвечать; журналист обязан быть объективным, но власти вольны отказывать ему в комментариях; с журналистом можно делать все, что заблагорассудится, а его удел – только отплевываться и отмываться от обвинений в продажности... Какая ж тут действенность? Какая борьба с коррупцией?

Статусная. На этом поприще делаются только первые шаги. В виде профессиональных конкурсов и грантов, в виде наград из рук президента самым заслуженным представителям профессии (а также различных бонусов от местных властей обычно лояльным СМИ и журналистам). «Уроненный», было, престиж правоохранительных структур и армии, врачей и учителей сейчас постепенно поднимают – есть госзаказ. В сфере СМИ – это пока на грани «декларации о намерениях».

В тех же Штатах есть эффективный инструмент – Пулитцеровская премия – мечта любого журналиста. Есть уважение к самой профессии и лучшим ее представителям. В России к нашей братии относятся примерно, как к «папарацци», как к назойливым, путающимся под ногами, как к вечно жаждущим подачки... С подобной «армией» Вы, Дмитрий Николаевич, коррупцию не победите!

Позаботиться надо о вооружении, экипировке, обмундировании, пропитании, «обозе», социальных гарантиях! Не забыть об учениях, планах военных кампаний, резервах, маневрах, транспорте, связи, «журналистском спецназе»! О формулировании четкой выполнимой задачи, о грамотных командирах! Без этого всего и многих прочих деталей ни одну войну не выиграть!
А тему эту мы обязательно продолжим в ближайших номерах!

Автор: Сергей САХАРКОВ