Замгенпрокурора Сабир Кехлеров раскритиковал реформу Генпрокуратуры по всей строгости закона

24/05/2007 - 12:06
Читать u-f.ru на

Вчера Генеральная прокуратура выступила резко против создания следственного комитета – новой силовой структуры, которая формально будет функционировать в составе Генпрокуратуры, но фактически не будет подчиняться главе этого ведомства. Замгенпрокурора Сабир Кехлеров назвал соответствующий закон, который уже принят Госдумой, антиконституционным. Тем не менее комитет Совета федерации по судебно-правовым вопросам рекомендовал верхней палате одобрить закон. Не исключено, что главой нового ведомства станет замгенпрокурора Александр Бастрыкин, однокашник Владимира Путина по Ленинградскому госуниверситету.

Выступая на заседании комитета Совета федерации, заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров заявил, что закон о создании следственного комитета при Генпрокуратуре "противоречит Конституции и международным нормам". По его словам, принятие закона "приведет к масштабным нарушениям прав человека в сфере уголовного преследования". Господин Кехлеров подчеркнул, что "прокуроров лишают не только права на дачу согласия для возбуждения уголовного дела, но и самого права возбуждать уголовные дела, а это нонсенс, который понимает каждый юрист". "Ни в одной стране мира нет такой структуры, которую планируется создать в России",– отметил он.

В Генпрокуратуре убеждены, что разделение ведомства на следственный комитет, сотрудники которого будут иметь право возбуждать и расследовать уголовные дела, и собственно прокуратуру, за которой останутся лишь функции надзора за соблюдением законности, противоречит 129-й статье Конституции. В ней говорится, что "прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору". А согласно новому закону следственный комитет будет фактически независим от Генпрокуратуры: прокуроры не будут давать санкции на возбуждение уголовных дел и никак не смогут влиять на работу следователей из следственного комитета. Но главное – руководителя нового комитета, который формально будет иметь статус заместителя генпрокурора, будет предлагать для утверждения Совету федерации не генпрокурор (за ним это право также закреплено Конституцией), а президент РФ.

"О каком надзоре может идти речь, если согласно этому закону прокурора лишают возможности отменить решение следователя следственного комитета, если он действовал незаконно? – говорит сотрудник Генпрокуратуры, попросивший не называть его имени.– Все, что может теперь прокурор в случае несогласия с действиями следователя, это писать жалобы в надзорном порядке руководителю того или иного следователя и месяцами ждать от него ответа".

Проект закона о следственном комитете разработало государственно-правовое управление администрации президента РФ, а внесли его на рассмотрение Госдумы депутаты Алексей Волков (бывший начальник УВД Курской области) и Алексей Розуван (экс-начальник Кировского областного УВД). Попытки реформировать прокуратуру предпринимались и при прежнем генпрокуроре Владимире Устинове, но тому удалось сохранить ведомство в прежнем виде. Новый генпрокурор Юрий Чайка занял более осторожную позицию, сказав, что в законопроекте есть "шероховатости", но он станет "первым шагом к созданию единой службы расследований".

В Генпрокуратуре рассчитывают, что законопроект может быть не поддержан сенаторами. "Наши представители провели консультации с несколькими членами Совета федерации, и они выразили озабоченность",– сказал Ъ источник в Генпрокуратуре.

Но в комитете СФ по судебным и правовым вопросам Ъ сообщили, что его члены единогласно рекомендовали верхней палате одобрить закон о создании следственного комитета при Генпрокуратуре РФ. Комитет также предложил коллегам по Совету федерации уже после принятия закона "создать рабочую группу для его доработки, а также внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу". Как пояснил Ъ глава комитета Анатолий Лысков, "из закона вытекает, что нужно внести поправки примерно в 50 законодательных актов", подготовкой которых и займется рабочая группа.

Господин Лысков не исключил, что "могут быть подготовлены и поправки в сам закон", однако его "принципиальные положения", по убеждению сенатора, изменению уже не подлежат. "Ранее прокуроры уже были лишены права давать санкции на арест и обыск,– отметил господин Лысков.– Мы выступаем за то, чтобы прокурор вообще не имел права осуществлять предварительное следствие. Однако он может в суде заявить, что следователь и его начальник нарушили закон". По мнению главы комитета, таким образом будут выстроены "правовые гарантии беспристрастности прокурора". "Прокурор, не связанный решениями следствия, сможет лучше отстаивать презумпцию невиновности. Что же здесь плохого? Такая схема дает больше гарантий защиты прав человека",– считает сенатор.

Сейчас, как стало известно Ъ, в администрации президента обсуждаются кандидаты на пост руководителя следственного комитета. Основным из них является замгенпрокурора Александр Бастрыкин, однокашник Владимира Путина по Ленинградскому госуниверситету и староста его группы, ранее работавший в МВД и Минюсте РФ.
Юрий Ъ-СЕНАТОРОВ, Алла Ъ-БАРАХОВА, Федор Ъ-МАКСИМОВ

--------------------------------------------------------------------------------
Детали
Что такое следственный комитет при Генпрокуратуре Предполагается, что следственный комитет при Генпрокуратуре вертикально будет выстроен как следственный комитет при МВД. У генпрокурорского комитета будут свои управления по федеральным округам, субъектам федерации, районам и городам. Их сотрудники будут возбуждать и расследовать уголовные дела, возбужденные по тяжким и должностным преступлениям. СК при МВД, который изначально собирались объединить с СК при Генпрокуратуре, сохранится в прежнем виде и будет вести дела экономической направленности. Глава СК при Генпрокуратуре будет в ранге первого заместителя генпрокурора, но в то же время не будет находиться в его прямом подчинении. Во всяком случае, за ним закрепляется право независимости от генпрокурора при принятии решений, связанных с расследованием тех или иных уголовных дел. В случае несогласия со своим заместителем генпрокурор может обратиться в суд, а нижестоящие прокуроры должны обращаться с жалобами к руководителям управлений СК при Генпрокуратуре на местах. За самой же прокуратурой остается только надзор и утверждение обвинительных заключений перед передачей уголовных дел в суды.

Автор: Сергей САХАРКОВ