Преступления без наказания. Более 40 миллионов жителей России проживают в неблагополучной экологической обстановке

25/06/2008 - 10:28
Читать u-f.ru на

Более 40 миллионов жителей России проживают в неблагополучной экологической обстановке и почти миллион выживает на территориях, уровень загрязнения которых характеризуется как опасный.
Если взять карту Краснодарского края, то можно без труда определить, что курортные зоны, зоны массового отдыха россиян совпадают с зонами не менее массового экологического загрязнения. Об этом свидетельствуют сообщения экологов различного уровня, в том числе и Экологической вахты по Северному Кавказу (ЭВСК). Об этом говорят различные катастрофы и аварии, относящиеся к так называемому человеческому фактору, действия различных госструктур и бизнеса, наносящие значительный ущерб экологии Юга России, ущерб природе, здоровью населения. При этом не идет речи о неотвратимости наказания. А мизерные штрафы нарушителей экологии не останавливают.
Еще не устранены последствия катастрофы, произошедшей в ноябре прошлого года в Керченском проливе, а в Азовском море – новая авария. 17 июня в 20 милях от Ейска (Краснодарский край) теплоход «Волго-Дон-5016», следовавший по маршруту порт Бузан (Астраханская область) – порт Кавказ, столкнулся с подводным препятствием (предположительно, затонувшая баржа) и получил пробоину. На борту судна был груз 4,5 тыс. тонн серы. Сведений об «исследованиях проб воды в районе аварии сухогруза по возможному экологическому ущербу, определению его виновников и их наказанию» – еще нет.
Тем временем туристический сезон продолжается, и как отразится купание и отдых россиян в экологически нестабильном районе на их здоровье, похоже, мало кого волнует, так как местные власти никак не предостерегли отдыхающих о возможной опасности. Несмотря на ЧП в Керченском проливе, где в ноябре прошлого года из нефтетанкера в море вылилось около двух тысяч тонн мазута, местные власти утверждают, что экология Тамани способствует отдыху курортников.
Впрочем, местные власти не предостерегают отдыхающих о том, что и на побережье Черного моря купаться и отдыхать тоже не безопасно для здоровья. Экологические организации, в частности ЭВСК, обвиняют нефтяную компанию «Роснефть» в загрязнении города Туапсе и Черного моря. При этом компания намерена резко увеличить свои нефтеперерабатывающие и нефтеперевалочные мощности в этом городе, что, по мнению защитников окружающей среды, приведет к еще большему ухудшению экологии. В заявлении экологов отмечается, что «Туапсе является одним из самых экологически неблагополучных городов в Краснодарском крае». По мнению туапсинцев, грязное от нефти море стало привычной картиной, а пойманная здесь рыба обладает устойчивым запахом нефтепродуктов. К этому добавляется и нефтяное амбре, витающее над городом, акваторией и живописными пока окрестностями Туапсе. Не удивительно, что число отдыхающих в этом городе-курорте в последнее время уменьшилось. Причина – загрязненное нефтепродуктами море.
Но если в Туапсе и Азовском море причинами экологической нестабильности являются кораблекрушения нефтетанкеров и перекачка нефти, то в Сочи катастрофой становятся «несанкционированные» канализационные стоки, попросту – аварийные стоки. Лишь один из примеров. Еще осенью прошлого года «ЮФ» сообщал о том, что в Центральном районе Большого Сочи, в районе улиц Рахманинова и Пирогова, из поврежденной трубы текут канализационные стоки – к морю, к санаториям «Заполярье» и «Радуга». Они текут и сегодня, и отдыхающие, ничего не подозревая, «оздоравливаются», заплатив при этом немалые деньги!
А что власти Сочи? Экс-мэру В. Колодяжному, при котором текли эти нечистоты в центре города-курорта, уже не до этого, он пошел на повышение – возглавил корпорацию «Олимпстрой», а кандидату в мэры В. Афанасенкову еще не до этого – он «баллотируется». Приносят ли городу-курорту, столице будущей зимней Олимпиады, канализационные стоки дополнительный имидж – большой вопрос. Многих отдыхающих сегодня беспокоит и сам фактор строительства олимпийских объектов. Уже немало любителей сочинских пляжей думают о том, где им будет отдыхаться спокойней, комфортней. Но куда деваться местным жителям, которые вынуждены жить и работать в неблагоприятных условиях круглый год?
Необходим мониторинг законов
Возможно, тот факт, что экологической безопасностью всерьез обеспокоились федеральные власти, вселит надежду на позитивные перемены в этом вопросе? Еще в январе этого года решению вопросов экологической безопасности было посвящено заседание Совета безопасности РФ. Где отмечалось, что в ряде регионов экологическая безопасность является неблагоприятной, однако острота проблемы позволяет рассматривать экологию в целом как вопрос федерального значения.
Дмитрий Медведев, тогда еще первый вице-премьер Правительства России, выступая на заседании с докладом, отмечал, что «люди в загрязненных регионах ждут, что их условия работы будут соответствовать технологическим нормам, а жизнь городов и поселков развиваться в чистой среде».
По его словам, «увеличиваются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, растут объемы отходов и площади нарушенных земель. Главные виновники здесь – грязные предприятия и автотранспорт». Он отметил, что «самое высокое загрязнение атмосферного воздуха, в частности, от автотранспорта в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре».

В начале июня теперь уже Президент России Дмитрий Медведев вернулся к этой проблеме, собрав в Кремле руководителей своей администрации и министров. Были приведены весьма характерные цифры: более 40 миллионов жителей России проживают в неблагополучной экологической обстановке и почти миллион выживает на территориях, уровень загрязнения которых характеризуется как опасный.

Об этом говорил и премьер-министр Владимир Путин. Он считает, что проблема экологической безопасности напрямую связана с проблемой продолжительности жизни. «Несмотря на то, что разработана и действует федеральная целевая программа 2Экологическая безопасность России», рассчитанная до 2010 года, обеспечение экологической безопасности находится в стране на низком уровне». Премьер-министр считает, что начинать надо с мониторинга всей системы экологической безопасности в России и мониторинга всех законов, которые связаны с этой темой. А 250 тысяч нарушений экологии в стране в 2006 году против 56-ти в 2000-м красноречиво говорят о том, что наказания за нарушение экологии смехотворно малы. Поэтому в ходе ревизии законов по экологии должны быть ужесточены наказания за экологические преступления, полагает премьер-министр.
По словам министра природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева, с внесением поправок в законодательство штрафные санкции для предприятий за загрязнение окружающей среды будут увеличены в разы. Но «пока параметры не согласованы», и кабинет министров попросил у Президента время до октября, чтобы подготовить новые санкции за экологический ущерб.
Но пока суд да дело, воды (нечистот), в частности, в Черное море утечет много и ущерба будет нанесено предостаточно. Образуются и новые очаги экологической угрозы. В частности, столичная компания ЗАО «Киото-Порт» планирует переваливать нефть и другие опасные грузы на нерестовых путях в Приазовье, в южной части Приморско-Ахтарска, на берегу Ахтарского лимана, где еще сохранились естественные протоки и водоемы для воспроизводства рыб.
Экономика минус экология
Недавно в Приморско-Ахтарске прошли так называемые публичные слушания по вопросу размещения здесь транспортно-грузового порта. В них приняли участие и местное население, и представители администрации города и края, экологические организации. Сразу стоит отметить, что проект лоббирует администрация Краснодарского края, но жители города от него не в восторге – не верят в альтруистские намерения инвесторов и обещаниям властей. Они выступили против строительства порта.
Тем временем мощности порта, по оценкам специалистов, составят 5,4 млн тонн в год, в том числе нефтепродукты – 1,2 млн тонн, уголь – 1,4 млн тонн, 1,5 млн тонн минерально-строительных грузов, 0,5 млн тонн зерна, столько же металла, 200 тыс. тонн автотехники, 60 тыс. тонн плодоовощных и 40 тыс. тонн контейнерных грузов.
По мнению экспертов, место расположения порта выбрано самое неблагоприятное с точки зрения экологии – вблизи от рыбоходного канала Восточно-Ахтарского нерестово-вырастного хозяйства и неподалеку от уникального месторождения лечебных грязей. Но ЗАО «Киото-Порт» больше беспокоит экономика – строительство порта в этом месте будет менее затратным.
Против губительного для экологии проекта выступила не только общественность, но и ряд депутатов местного городского и районного советов. В их числе и председатель Совета депутатов Приморско-Ахтарского района Александр Бирюков. Он считает, что порт окажет разрушительное воздействие на природный комплекс, окружающую среду города в результате выброса большого количества загрязняющих веществ в воздух, акваторию и высокого шумового воздействия. Кроме того, реализация проекта противоречит курортному статусу Приморско-Ахтарска.
А. Бирюков, в прошлом штурман дальнего плавания, много лет проработавший в рыбпортнадзоре, хорошо знаком с ситуацией на Морфлоте. Он уверен, что в порту будут работать морально и технически устаревшие портовые краны и крайне опасные для экологии суда «река-море!, эксплуатация которых, как мы уже знаем, привела к ряду экологических катастроф в Керченском проливе. Других судов для транспортировки нефти у судоходных компаний просто нет. И Приморско-Ахтарск может оказаться в той же ситуации, что и Темрюкский район после кораблекрушения в Керченском проливе, когда госструктуры оказались неспособными эффективно ликвидировать его последствия.
Опасения А. Бирюкова разделяют и экологи. Андрей Рудомаха, координатор Экологической вахты по Северному Кавказу, пояснил, что заявленные 1,2 млн тонн нефти, скорее всего, минимум того, что планирует перерабатывать «Киото-Порт» в перспективе. А наличие на территории Краснодарского края других портовых городов свидетельствует о том, что и там изначально заявлялись небольшие объемы транспортировки нефтепродуктов. Теперь эти территории из туристических превращаются в промышленные. По мнению А. Рудомахи, осуществление еще одного портового проекта крайне опасно для экосистемы Азово-Черноморского бассейна. Приморско-Ахтарск ждет судьба Туапсе и Новороссийска – городов с самой тяжелой экологией в Краснодарском крае.
И рассчитывать на «благие» намерения инвесторов, обещающих гармоничное развитие территории и перевалку 1,2 млн тонн нефти, вряд ли стоит. Учитывая и тот факт, что, будучи в июне в Сочи на транспортном форуме, министр транспорта г-н Левитин вновь говорил о строительстве канала «Евразия» – водного коридора между Каспийским и Азово-Черноморским бассейнами (о чем писал «ЮФ»), по которому планируется транспортировка нефти из Центральной Азии через Азовское море на Запад.
К тому же в настоящее время объявлен конкурс по размещению на территории края особой портовой экономической зоны, к которому допущены Ейск, Приморско-Ахтарск и Темрюк. Позиция руководства Приморско-Ахтарского района понятна: для победы в конкурсе и получения впоследствии значительных средств из федерального бюджета необходимо ускорить промышленное развитие района. ЗАО «Киото-Порт» может поспособствовать продвижению интересов местных властей и, используя в дальнейшем по большей части те же бюджетные – народные средства, которые состоят и из налогов жителей Приморска-Ахтарска, построит здесь грузовой порт. В то время как экономика города, по мнению экспертов, в большей степени должна ориентироваться на рекреационное развитие, так как он имеет статус города-курорта, а это противоречит наличию грузового порта в его черте.

Автор: Сергей САХАРКОВ