ЭМАНСИПИРОВАННАЯ ХАЛАТНОСТЬ-2 ИЛИ СКОЛЬКО СТОИТ ЖИЗНЬ ПАССАЖИРА? Вновь возвращаясь к теме аварий на дорогах по вине представительниц слабого пола, редакция продолжает разговор о процессуальных аспектах и о наказаниях.

19/01/2010 - 16:53
Читать u-f.ru на

На сей раз речь о ДТП с тяжкими последствиями в Краснодарском крае, происшедшем летом минушего года.
12 июля 2009 года около 5.00 утра на автостраде «Дон» в Павловском районе Краснодарского края произошло ДТП, которое можно смело отнести к моральной категории «преступная халатность». Подобные же определения можно прочитать и в материалах пригова суда. Лариса Бойко, управляя исправным автомобилем ВАЗ-21150 с четверыми пассажирами, проигнорировала знак «Движение направо или налево» и на скорости 100 км/ч, продолжила движение прямо, проявив тем самым невнимательность и, соответственно, преступную небрежность, не справилась с управлением, совершила наезд на металлическое ограждение и допустила опрокидывание автомобиля. Водитель Бойко Л.В. в случае действий в соответствии с Правилами дорожного движения имела возможность предотвратить ДТП. Но этой возможностью не воспользовалась. В результате происшествия пассажир автомобиля Владимир Майструк погиб, еще трое пассажиров получили травмы различной степени тяжести. Пострадала и сама виновница ДТП.
Но речь не о деталях сухого протокола происшествия. Куда более важен морально-этический аспект происшедшего на федеральной трассе «Дон». Девушка-водитель, севшая за руль полного пассажирами авто, не могла нет осознавать ответственности за жизни этих пассажиров при малейшем нарушении ПДД. Не говоря уже о нарушении грубом.
Владимир Майструк был серьезным и современным молодым человеком. После срочной службы в подразделениях военной разведки вернулся в Ростовский государственный экономический университет, осенью 2009 года должен был стать пятикурсником. Вся жизнь как на ладони и вся, казалось бы, впереди. 8 января 2010 года Владимиру Майструку исполнилось бы 24 года. Но преступная небрежность девушки-водителя вмиг оборвала все жизненные нити, связывающие перспективного парня с жизнью, родными, близкими, друзьями и однокурсниками. Владимир очень гордился своей успешной службой в Вооруженных Силах России. Награды и звания – яркое тому подтверждение. Парень любил Родину, любил жизнь, любил все настоящее неподдельное и серьезное. Безутешны родители, безутешны друзья и близкие.
Меж тем, приговор суда в отношении водителя, грубо нарушившего Правила дорожного движения, действия которого привели к ДТП со смертельным исходом невозможно назвать ни мягким, ни суровым. Он отвечает существующей правоприменительной практике. Которая, к сожалению, не всегда срабатывает на исправление в силу своей непоследовательности.
Из приговора Павловского районного суда Краснодарского края.
«Заключением эксперта указано, что в данной дорожной обстановке водителю автомобиля ВАЗ-21150 Бойко Л.В. было необходимо действовать в соответствии с требованиями пунктов 1.3, 1.5, 10.1 Правил дорожного движения.» Словом при выполнении требований этих пунктов, а это ничто иное как неукоснительное следование требованию дорожных знаков и соответствующие действия во время движения, Лариса Бойко «имела возможность предотвратить рассматриваемое ДТП», - говорится в приговоре суда.
Финалом этого документа естественно является определение меры наказания. И здесь стоит отнестись достаточно бескомпромиссно к любой возможности доказать, что виновница ДТП заслуживает снисхождения, ведь ничто не мешало ей, даже не взирая на время движения по магистрали, остановить машину, сориентироваться в обстановке и принять верное, не сопряженное с риском для жизни решение.
При определении вида и размера наказания подсудимой Бойко Л.В. суд учел характер и степень общественной опасности содеянного и посчитал, что исправление подсудимой возможно при изоляции от общества с назначением наказания, предусмотренного санкцией статьи, предусматривающей ответственность за совершение данного вида преступления. Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, существенно уменьшающих степень общественной опасности личности и деяния, суд не усмотрел и приговорил Ларису Бойко к одному году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения, с лишением права управлять транспортным средством сроком на два года.
Но самое печальное, что осталось в душах и сердцах всех участников процесса, всех, кто до сих пор переживает последствия этой трагедии, это позиция обвиняемой, ныне осужденной. Лариса Бойко не просто посчитала себя невиновной в происшедшем, не причастной к случившемуся, не просто заняла позицию рядового участника ДТП, но и отказалась возмещать вред здоровью, причиненный выжившим пассажирам. Суммы потраченные на их лечение, весьма скромны.
Но самое, пожалуй, печальное для будущего самой Ларисы Бойко как человека, молодой, но уже столь жестокой девушки, это то, что она не посчитала нужным принести свои извинения родным и близким погибшего Владимира Майструка, которые кстати отказались от всех материальных притензий к виновной, желая лишь одного – справедливого наказания в рамках действующего Закона.
А теперь хочется вернуться к предыдущему материалу, опубликованному в ноябрьском номере «ЮФ» и напомнить о происшествии, произшедшем не так давно в Новосибирске. Наказание, полученное жительницей Новосибирска Ольгой Мельниченко, которая, управляя спорткаром, сбила насмерть молодого инспектора ДПС, а затем, покинув место происшествия, отослала получившую всероссийскую известность смску про "заю", - 4,5 года колонии-поселения. Суд высшей инстанции при рассмотрении кассационной жалобы стороны защиты осужденной оставил приговор без изменения.
Статистика женской преступности за рулем, остается к сожалению плачевной. В этом случае не лишним будет еще раз обратиться к этой-самой статистике.

Российские женщины попадают в ДТП чаще мужчин. По статистике страховых компаний 96,35% страховых случаев выпадает на 100% женщин, тогда как водители- мужчины попадают в аварии с частотой 70,75%. И наказания, как оказывается, мягче как раз для тех, кто на дорогах опаснее.

Причина и следствие в одном. Системные законы, системно квалифицируемые преступления, системные наказания…Это должно работать непреложным правилом в любом государстве, любом обществе, любой правоохранительной структуре. Только тогда мы сможем избежать нелепых ДТП, столь нелогичных смертей и совершенно нелогичных в своем поведении нарушителей.

Автор: Сергей САХАРКОВ